Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из службы Рождества Христова в переводе на русский язык

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый, принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Было бы полезно и правильно, если бы наша подготовка к празднику (а большинство людей бывает в храмах в праздничные дни), включала в себя предварительное знакомство с богослужебными текстами и с их глубоким богословским содержанием.

РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (25 Декабря).

вертеп

В Навечерие праздника совершается литургия Василия Великого в соединении с вечерней.

Стихиры на Господи воззвах. Гл. 2:

  1. Приидите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я принимаю участие в блаженствах рая, откуда был изгнан за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает внешний вид раба, родившись от незнающей брака Матери, не потерпев изменения. Он остался, чем был – Богом истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: «Господи, родившийся от Девы, помилуй нас».
  2. Когда родился Господь Иисус Христос от Святой Девы, весь мир просветился, ибо, когда пастухи на свирели восхваляли, волхвы поклонялись, ангелы воспевали, – Ирод встревожился, ибо явился во плоти Бог, Спаситель наших душ.
  3. Что принесем в дар Тебе, Христе, за то, что Ты явился на земле и сделался человеком ради нашего спасения? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, приносит Тебе благодарность: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – созерцание чуда, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Прежде веков живущий Боже, помилуй нас.
  4. Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие, и когда Ты, Христе, вочеловечился от Пречистой Девы, уничтожилось поклонение идолам; под одним царством мирским были города вселенной, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди записывались в данники по повелению кесаря; записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Всенощное бдение начинается великим повечерием с пением: С нами Бог…

лития

После великого славословия стихира на литии, гл. 1Ныне по пророчеству небо и земля да веселятся; ангелы и люди духовно да торжествуют, ибо Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, пещера и ясли приняли; пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно Ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу: «Слава в вышних Богу и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства диавола».

Стихира на стиховне, гл. 2: Ныне совершилось великое и славное чудо: Дева рождает и чрево Ее не подвергается тлению; Слово воплощается и от Отца не отлучается. Ангелы с пастухами прославляют; и мы с ними воскликнем: «Слава в вышних Богу и на земле мир».

Тропарь, гл. 4: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, ибо чрез него служившие звездам звездою научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе.

Величание: Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, ради нас ныне о плоти родившегося от не познавшей мужа и Пречистой Девы Марии.

Стихи псалмов

Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих (Пс. 65, 1–3).

Да веселятся небеса и да торжествует земля. Пойте Господу, благословляйте имя Его (Пс. 95, 11. 1).

Дело Его – слава и красота. Избавление послал Он народу Своему. Свято и страшно имя Его (Пс. 110, 3. 9).

С Сиона, который есть верх красоты Его (Пс. 49, 2).

Бог наш – на небесах и на земле, творит все, что хочет (Пс. 113, 11).

Милости Твои, Господи, буду петь вечно. Он будет звать Меня: Ты Отец Мой. И Я сделаю Его Первенцем превыше царей земли. (Пс. 88, 2.27–28).

И поклонятся Ему все цари (Пс. 71, 11).

Кто Бог так великий, как Бог наш. Ты – Бог, творящий чудеса (Пс. 76, 14–15).

Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека (Пс. 109, 3–4).

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Пс. 2, 7–8).

В свитке книжном написано о Мне (Пс. 39, 8).

Престол Твой, Боже, во век; жезл правоты – жезл царства Твоего. Поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44, 7–8).

Ибо Ты наследуешь все народы (Пс. 81, 8).

Благословен Господь во век. Аминь, аминь.

Прокимен, гл. 4. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается.

Стих: Сказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 3–4.1).

После чтения Св. Евангелия: Слава, гл. 2: Ныне все исполняется радостью, Христос родился от Девы.

И ныне: Сегодня все исполняется радостью, Христос родился в Вифлееме.

После 50 псалма стихира, гл. 6: Слава в вышних Богу и на земле мир; ныне Вифлеем воспринимает вечно сидящего со Отцом; ныне ангелы славословят, как Бога, рожденного Младенца: слава в вышних Богу и на земле мир, к человекам благоволение!

Канон, гл. 1

Песнь 1

Ирмос: Христос рождается – славьте! Христос с небес- встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

  1. Мудрый Создатель опять восстановляет человека, который, будучи сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни, ибо Он прославился.
  2. Творец, видя погибель человека, которого создал Своими руками, сходит, приклонив небеса, и принимает все существо его, истинно воплотившись от Божественной Чистой Девы, ибо Он прославился.
  3. Премудрость, Слово и Сила, Сын и Сияние Отца, Христос Бог, сокровенно от сил, которые выше мира и которые на земле, вочеловечившись восстановил нас, ибо Он прославился.

Песнь 3

ИрмосПрежде веков нетленно рожденному от Отца Сыну и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, Христу Богу будем восклицать: «Возвысивший достоинство наше, Свят Ты, Господи».

  1. Причастный высшей жизни, Адам бренный и по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от жены, восклицает: «Сделавшийся для меня подобным мне, Свят Ты, Господи».
  2. Христе, сделавшийся сообщным бренному низкому составу и соединивший божественную природу с воспринятою уничиженною плотию, ставший человеком и пребывший Богом и возвысивший достоинство наше, Свят Ты, Господи.
  3. Веселись Вифлеем, царственный город владык Иудовых, ибо пастырь Израиля, обитающий на раменах херувимских, Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, воцарился над всеми.

у вертепа на территории храма

Песнь 4

ИрмосХристе, отрасль из корня Иессеева и цвет от него, произошел Ты от Девы: от горы, осененной чащею, пришел Ты, Всехвальный, воплотившись от Безмужной, Невещественный и Боже; слава силе Твоей, Господи.

  1. Христе, которого в древности Иаков назвал ожиданием народов, Ты воссиял от племени Иуды и пришел отнять могущество Дамаска и добычи Самарии, вводя на место заблуждения богоугодную веру; слава силе Твоей, Господи.
  2. Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости мудрых хранителей вещаний древнего прорицателя Валаама, звездонаблюдателей, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно их принял; слава силе Твоей, Господи.
  3. Ты сошел, Христе, в девическое чрево, как дождь на руно, и как капли росы, орошающие землю; Ефиопия и Фарсис, острова Аравийские и Сава Мидийская, преобладающие во всей земле, припали к Тебе, Спаситель; слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам вестника великой Твоей воли, дарующего мир. Поэтому мы, будучи приведены к свету Богопознания, утром после ночи славословим Тебя, Человеколюбец.

  1. Повинуясь кесареву повелению, Ты, Христе, вписался в число рабов и нас, рабов врага и греха, сделал свободными; обнищав же во всем, как мы, Ты посредством этого самого единения и общения обоготворил и земного.
  2. Вот, Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила вочеловечившегося Бога и пребывает Девою; чрез Нее, примирившись с Богом, мы, грешники, с верою воспоем истинную Богородицу.

Песнь 6

Ирмос: Иону, как младенца из чрева, морской зверь изверг, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, родилось, сохранив Ее невредимою, ибо Само, не подвергшись тлению, Оно сохранило Матерь неповрежденною.

  1. Пришел во плоти Христос Бог наш, Которого Отец рождает из чрева Своего прежде денницы; Правящий пречистыми силами полагается в яслях бессловесных животных и повивается пеленами, но расторгает многоплетенные узы прегрешений.
  2. От Адамовой природы рожден и дан верным Сын – юный Отрок; но Он же есть Отец и Властитель будущего века, и называется Ангелом Великого Совета; Он есть Бог крепкий и содержащий всю тварь в Своей власти.

Кондак, гл. 3Дева ныне рождает Существующего прежде всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному. Ангелы с пастухами прославляют; мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец, Предвечный Бог.

Песнь 7

Ирмос: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презревши нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: «Благословен Ты, Боже отцов».

  1. Владеющие свирелью пастухи удостоились чудного явления света, ибо слава Господня озарила их, и Ангел взывал: «Воспойте, ибо родился Христос; благословен Ты, Боже отцов».
  2. Внезапно, вместе со словом Ангела, небесные воинства стали восклицать: «Слава в вышних Богу, на земле мир, к человекам благоволение, воссиял Христос; благословен Ты, Боже отцов».
  3. «Что означает это слово, – говорили пастухи, – пойдем, посмотрим на случившееся, на Божественного Христа». Придя же в Вифлеем, поклонились Ему вместе с Матерью, воспевая: «Благословен Ты, Боже отцов».

Песнь 8

Ирмос: Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда, ибо она не опаляет принятых юношей, как и огонь Божества – утробы Девы, в которую сошел. Поэтому воспоем песнь: «Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».

  1. 1. Дочь Вавилонская влечет к себе от Сиона плененных детей Давида, а сама посылает с дарами сынов своих – волхвов поклониться Дочери Давидовой, принявшей в Себя Бога. Поэтому воспоем песнь: «Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».
  2. Скорбь отложила орудия пения, ибо дети Сиона не пели в странах чуждых, а воссиявший в Вифлееме Христос рассеивает всякое заблуждение и музыкальное Вавилонское согласие; поэтому воспоем песнь: «Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».
  3. Вавилон овладел добычею и плененным богатством Сионского царства, а Христос путеводною звездою привлекает в Сион его сокровище и царей-звездонаблюдателей. Поэтому воспоем песнь: «Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все веки».

Припевы

  1. Величай, душа моя, честнейшую и славнейшую небесных сил, Деву Пречистую Богородицу.
  2. Величай, душа моя, Бога, по плоти родившегося от Девы.
  3. Величай, душа моя, Царя, в пещере родившегося.
  4. Величай, душа моя, Бога, принимающего от волхвов поклонение.
  5. Величай, душа моя, Возвещенного волхвам звездою.
  6. Величай, душа моя, Чистую Деву и Единую Богородицу, родившую Царя Христа.
  7. Волхвы и пастухи пришли поклониться Христу, родившемуся в городе Вифлееме.
  8. Ныне Дева в пещере рождает Владыку.
  9. Ныне рождается Владыка, как младенец от Матери Девы.
  10. Ныне пастухи увидели Спасителя, обвитого пеленами и в яслях лежащего.
  11. Ныне неосязаемый Владыка рубищем пеленается, как младенец.
  12. Ныне всякая тварь веселится и радуется, что родился Христос от Девы Отроковицы.
  13. Небесные Силы возвещают миру о родившемся Спасителе, Владыке и Господе.
  14. Величай, душа моя, могущество триипостасного и нераздельного Божества.
  15. Величай, душа моя, Избавившую нас от проклятия.

дети слушаю батюшку

Песнь 9

Ирмос: Вижу необычайное и чудное таинство: пещеру – небом; Деву – престолом херувимским; ясли-вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем.

  1. Волхвы, видя необычайное течение необыкновенной, новой, недавно явившейся, блиставшей больше небесных светил звезды, уразумели, что Христос Царь родился на земле в Вифлееме для нашего спасения.
  2. Когда волхвы говорили: Где новорожденный Младенец Царь, звезда Которого явилась; мы пришли поклониться Ему; тогда безумный богопротивник Ирод смутился и в бешенстве устремился убить Христа.
  3. Ирод выведывал время появления звезды, путеводимые которой волхвы в Вифлееме поклоняются с дарами Христу; ею же они, будучи отведены в отечество, оставили посмеянным жестокого детоубийцу.

Ирмосы второго канона, гл.1.

Песнь 1: Владыка в древности чудесно спас народ, осушив влажные морские волны; а родившись добровольно от Девы, Он пролагает нам легкопроходимый путь к небу; Его, по существу равного Отцу и человекам, мы прославляем.

Песнь 3: Внемли песнопениям рабов Твоих, Благодетель, и смири надменную гордость врага, а певцов вознеси, Всевидящий, превыше греха, непоколебимо утвердив их, Благой, на основании веры.

Песнь 4: Пророк Аввакум в древности предвозвещает в песнопении восстановление человеческого рода, удостоившись таинственно видеть его прообраз, ибо новорожденный Младенец – Слово произошел от горы – Девы для восстановления людей.

Песнь 5: К нам ныне, по пробуждении от ночи дел мрачного заблуждения, воспевающим песнь Тебе, Христе, как Благодетелю, приди и даруй очищение и благонадежный путь, по которому проходя мы достигнем славы.

Песнь 6: Иона, находясь в глубинах моря, молил Бога придти и утишить бурю: а я, уязвленный стрелою мучителя, умоляю, Христе, Тебя, истребителя зла, приди скорей ко мне, беспечному.

Песнь 7: Юноши, объятые любовью к Вседержителю, презрели богохульство страшно озлобленного безбожника царя, и сильный пламень покорился им, взывающим к Владыке: «Благословен Ты во веки».

Песнь 8: Ветхозаветные юноши, неопально объятые огнем, прообразуют утробу Отроковицы, сверхъестественно рождающую без утраты девства; одна же чудодействующая благодать, совершая то и другое, возбуждает людей к пению.

Песнь 9: Из благоговения нам удобнее бы хранить молчание, как дело безопасное, и по любви к Тебе, Дева, трудно составлять песни, стройно сложенные; но Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу по нашему усердию.

Стихира на хвалитех, гл. 4: Веселитесь, праведники; радуйтесь небеса; взыграйте, горы, родившемуся Христу; Дева сидит, подобно херувимам, нося в недрах Своих воплощенного Бога – Слово; пастухи удивляются Рожденному; волхвы приносят дары Владыке; ангелы, воспевая, говорят: непостижимый Господи, слава Тебе.

Литургийные антифоны

Первый: 1. Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои.

Припев: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

  1. В совете праведных и в собрании велики дела Господни.
  2. Вожделенны для всех, любящих оные.
  3. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век(Пс. 110, 1–3).

Второй: 1. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

Припев: Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы, поющих Тебе: аллилуйя.

  1. Сильно будет на земле семя его, род правых благословится.
  2. Обилие и богатство в доле Его и правда Его пребывает во век (Пс. 111, 1–4).
  3. Во тьме восходит свет правым; он благ и милосерд и праведен.

Входное: Из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека (Пс. 109, 3–4).

Прокимен на вечерни, гл. 7: Кто Бог так великий, как Бог наш, Ты один Бог, творящий чудеса.

Стихи:

  1. Ты явил могущество Свое среди народов; Ты избавил мышцею народ Твой.
  2. И сказал я: вот мое горе – изменение десницы Всевышнего.
  3. Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних(Пс. 76, 14–15.11–12).