ИКОНЫ В РУССКОМ ИКОНОСТАСЕ. Иконостас нашего храма

Внутреннее убранство храма

Внутреннее убранство храма

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все ряды его, в конечном счете, являются ничем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа.

Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд – это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд – праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»), «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Преполовение Пятидесятницы» и другие.

Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба».

Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.

Четвертый ряд – деисис («молитва», «моление»). Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

Преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в трудном учении, об избавлении от гордости.

Икона небесного покровителя нашего храма святого преподобного Сергия Радонежского

Иконостас нашего храма состоит из двух рядов — праздничного и местного. Иконы праздничного ряда посвящены 12 великим двунадесятым праздникам. В местном ряду расположены(слева — направо) иконы святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, святителя Стефана Пермского, просветителя земли Коми, святого великомученика и целителя Пантелеимона, на Северных и Южных вратах – изображения архангелов. В центре этого ряда – над Царскими вратами помещена икона «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Слева от царских врат, (если смотреть от молящегося) – икона Богородицы «Умиление», справа – икона Спасителя. Храмовая икона – икона  святого преподобного Сергия Радонежского, в честь которого освящен храм, находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами.  За иконой прп. Сергия — икона Божией Матери «Утоли моя печали» и икона святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *