Двунадесятые праздники (непереходящие)

Галерея - Категория: Воскресение Христово - Файл: Воскресение Христово и Двунадесятые праздникипрот. Александр Мень

крестный ход

Двунадесятые и великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви. Праздники — не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя таким образом целую школу духовного возрастания.  Основные праздники называются двунадесятыми, поскольку всего их двенадцать (Пасха в это число не входит, ибо она есть «праздников праздник»). Наряду с ними в Церкви совершаются торжества в честь знаменательных событий и святых.

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» –двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося.

Подвижные (переходящие) праздники. Кроме праздников, отнесенных к определенным числам, существуют и такие, срок которых ежегодно перемещается. Речь идет о «пасхальном цикле», то есть праздниках, связанных со светлым Христовым Воскресением, Пасхой.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Двунадесятые праздники (непереходящие) 

Богослужебный год начинается в соответствии с ветхозаветной практикой — осенью (до петровской реформы с сентября начинался в России и гражданский год). В первый день сентября за Литургией читают отрывок из Евангелия, повествующий о проповеди Христа в назаретской синагоге (Лк 4, 16-30).

Раскрыв свиток Исаии, Христос прочел собравшимся слова о Помазаннике, пришедшем благовествовать мир, спасение, свободу, «возвестить время милости Господней». Под знаком этого пророчества стоит и церковное новолетие.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Рождество Пресвятой БогородицыРождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Первый двунадесятый праздник осени установлен в IV веке. Он посвящен «началу нашего спасения». Рождеству Девы Марии (8/21 сентября). Обстоятельства этого события описаны не в Новом Завете, а в апокрифе II века — «Евангелии Иакова»

маленькие прихожанкиНам же важен самый смысл сказания. Богоматерь рождается в семье праведников, а в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений.

Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. Паремии, как и в другие «Богородичные» дни, включают тексты из Библии, в которых можно видеть символы, прообразующие Деву Марию.

Кондак праздника:

Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Воздвижение Креста ГосподняСпаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопротвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября).

Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.

Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях  Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.DSCN3030

Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых созданы около VI века.

Кондак праздника:

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при P1110476Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения.

Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

В день Воздвижения установлен пост.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Введение во храм Пресвятой БогородицыДнесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: во храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Праздник Введения справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю*. По-видимому, первоначально его связывали с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили только первенцы мужского пола; поэтому праздник отнесли к событию, описанному в апокрифическом «Евангелии Иакова».

дети готовятся к причастию

Младенец, переступивший заветный порог. Сам уготован стать «одушевленным Храмом». Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, Который явит миру Лик Вечного.

Кондак праздника:

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество ХристовоРождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учихуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.

Как было уже сказано. Рождество Христово празднуется 25 декабря, то есть 7 января по новому стилю. Предваряет его Рождественский пост, который начинается 15(28) ноября.

Рождество Христово: В рождественском вертепе

Рождество Христово: В рождественском вертепе

Два воскресенья («недели»), предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников. Богослужение этих дней отражает библейскую историю как подготовку к Боговоплощению. Читается «Родословие Иисуса Христа» из Евангелия от Матфея. Это «драгоценное родство», как называл его митрополит Иосиф, напоминает нам о великой тайне. Бог становится человеком, Братом людей, чтобы бесконечно приблизить их к Себе.

Рождество Христово 2018 год. Вертеп.

Звонят рождественские колокола, «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите…». Эта благая весть требует выбора: за кем идти — за Иродом или за пастухами и волхвами.

Канун праздника именуется навечерием, или сочельником. В сочельник читают так называемые «царские часы»*. На каждом часе звучат праздничные Апостол и Евангелие. Литургия сочельника совершается вместе с вечерней (в древности она служилась во вторую половину дня). Ночная служба под Рождество начинается с великого

повечерия. При пении «С нами Бог…» чтец произносит слова пророчества Исаии о Спасителе (9,6).

Тропарь праздника (по-русски): Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило мир светом Разума, ибо в нем (этом свете) те, кто поклонялись звездам (волхвы), были звездой научены поклоняться Тебе — Солнцу правды, и познать Тебя с высоты востока (то есть оттуда, откуда была видна рождественская звезда). Господи, слава Тебе!

Кондак праздника:

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Воскресенье, которое следует за Рождеством, посвящено памяти Иосифа Обручника и царя Давида, предка Христа по плоти.

Освящение Крещенской купели

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше Крещение Господнесловесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе.

Праздник справляется 6/19 января. Он напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа.

Крещение Господне: обычай православного русского народа- окунаться в ледяную крещенскую воду

Крещение Господне: обычай православного русского народа- окунаться в ледяную крещенскую воду

Почти тридцать лет оставался Он вдали от мира, в глухом селении, где, по слову евангелиста, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Никто, кроме Матери, не был посвящен в Его тайну.

Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

Крещение Господне: Крещенские купания

Крещение Господне: Крещенские купания

Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа.

Кондак праздника:

Явился ecu днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел ecu и явился ecu, Свет Неприступный.

Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы. Литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды.

Крещение Господне: Освящение Крещенской купели

Крещение Господне: Освящение Крещенской купели

Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в Литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освященная вода именуется по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят ее в течение всего года

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сретение ГосподнеРадуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

поздравление от иерея Владимира Канева

Праздник приходится на 40-й день после Рождества (2/15 февраля). Он был введен Иерусалимской церковью в IV веке, а с V стал повсеместным.

Славянское слово «сретение» означает «встречу». В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Завета.

в этот момент к ним приблизился старец Симеон, живший при Храме. Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты

Молитва вместе с мамой

Молитва вместе с мамой

уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени Иисусова, старец добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… да откроются помышления многих сердец». А Матери предрек: «Тебе Самой оружие пройдет душу».

В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы

В Страстную пятницу меч поистине пронзил Ей душу. Стоя у Лобного места, она видела Сына на позорном столбе, видела Его пригвожденные руки, слышала Его последние слова, когда Он поручал Ее заботам любимого ученика. Она стала названой матерью Иоанна и вместе с ним как бы усыновила всех учеников Христовых.

Не случайно день Сретения в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и «Богородичным». Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.

Кондак праздника:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив и ныне спасл ecu нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи люди, ихже возлюбил ecu, Едине Человеколюбче.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Благовещение Пресвятой БогородицыДнесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7апреля — по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение.

Литургия преждеосвященных даров

Литургия преждеосвященных даров

Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета.Он говорит об ангеле Гаврииле (вестнике мессианства), о смятении Девы, о потрясших ее словах приветствия.

Она «благословенна среди женщин», Ее сын утвердит навеки «престол Давида» и дарует спасение миру… Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». Жизнь,Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа.

покаянная молитва Ефрема Сирина

покаянная молитва Ефрема Сирина

Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям.

«Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Кондак праздника:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная — Иоанна Златоустого, или Василия Великого, — в те дни, когда это положено по уставу

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преображение ГосподнеПреобразился ecu на горе, Христе Боже, показавый  учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой  присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6/19 августа)? Свидетелем его было всего три человека, какого-то исключительного места в Истории Спасения он, по-видимому, не занимает. И все же есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения.

Апостол Павел говорит, что Христос на земле «уничижил Самого Себя». Он пришел к людям не как признанный царь, пророк Или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал. Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением единственного раза Он уклонялся от почестей и восторгов толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко.

Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой веры потребовало исповедание Петра.

Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами общества, претендует на божественное посланничество, дерзает исправлять самое Писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие не верят в него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно. Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять то, что Он сказал о Себе. А где Его полки и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению…

Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера, преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном виде.

После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого.

В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все труды, которые Он помог нам завершить.

Кондак праздника:

На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты ecu воистинну Отчее сияние.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Успение Пресвятой БогородицыВ рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих радость», «Целительница», «Споручница грешных». Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Кондак праздника:

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба «Погребения Богоматери», во время которой на середине храма полагают «плащаницу» Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ, ИКОН И ПАМЯТНЫЕ ДНИ

Престольный праздник 8.10.13 г.

Кроме двунадесятых праздников. Церковь отмечает дни, посвященные памяти святых, знаменательным событиям, а также прославлению икон.

В апостольскую эпоху «святыми», то есть принадлежащими Богу, назывались все верующие (2 Кор 13,12; ср. Пс 29, 5); праведников же, которые в своей жизни осуществили заветы Христа, «стяжали Духа Божия» и испытали на себе Его преображающую силу, называли «блаженными». Они вошли в «небесную Церковь», которая молится за

престольный праздник 8.10.13 г.

Престольный праздник нашего храма — памяти прп. Сергия Радонежского

«Церковь земную». Обычай чтить праведников и прибегать к их заступничеству возник с периода гонений. Мученики, погибшие за веру, стали покровителями христианских общин. На их гробницах, как мы знаем, служилась Литургия. Однако канонизация как официальное причисление к лику святых — явление сравнительно позднее. Восточная церковь не установила четкого порядка канонизации. Она санкционировалась патриархами, епископами. Соборами, Синодами и даже царями. Большинство святых церковного календаря не было формально канонизированы: их почитание верующими вначале было

Престольный праздник. Крестный ход

как бы стихийным, и лишь после этого их имена вносили в месяцеслов.

В католической практике канонизации предшествует определенный процесс, который должен подтвердить достоверность свидетельств о праведной жизни лица, причисляемого к лику святых, и о чудесах, совершившихся по его предстательству.

Церковь верит, что есть немало святых, ведомых одному Богу. Прославление же выражает волю

той или иной церковной общины (или всей Церкви). «Церковная канонизация, — отмечает православный историк Г. П. Федотов, — акт, обращенный к земной Церкви, руководится религиозно-педагогическими, иногда национально-политическими мотивами. Устанавливаемый ею выбор (а канонизация есть лишь выбор) не притязает на совпадение с достоинством иерархии небесной».

Дни памяти святых обычно связаны с датами их кончины или прославления. В тех случаях, когда даты были неизвестны, Церковь шла по тому же пути, как и в определении сроков двунадесятых праздников, то есть относила торжество к какому-либо древнему священному дню. Например, день Иоанна Крестителя предназначен был вытеснить языческий праздник бога Солнца (день Ярилы или Купалы).

Поминовение усопших: Панихида

Поминовение усопших: Панихида

В году есть несколько дней, специально посвященных молитвам за усопших(Радоница, родительские субботы: Троицкая, Дмитриевская и др.).

Многие праздники икон Божией Матери

 Молебен иконы Божией Матери "Живоносный источник"

Молебен иконы Божией Матери «Живоносный источник»

установлены в память об избавлении Руси от нашествий врагов.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *