ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

Память 8 ноября

Благочестно праздновать собор святых Ангелов святая Церковь приняла по преданию богодухновенных отцов, после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди отступив от Бога, Создателя своего, стали поклоняться созданию Божию и делам рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, принося жертвы солнцу, луне и звездам, в которых, по их мнению, находилась живая душа. Выражение взято из Исх. 20 – «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли», – в то время люди поклонялись и приносили жертвы и Ангелам, о чем так сказано в книге Царств: 4Цар. 23 «И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному»Лук. 2 – «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее», т. е. Ангелам, ибо они суть воинство небесное, по сказанному в Евангелии: Такое неправильное почитание Ангелов было сильно распространено во времена святых Апостолов. Святый Апостол Павел о таком неправильном почитании так говорит:

Кол. 2:18–19 – «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедовавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев7168. Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах7169, принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов7170. Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго7171. И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила – начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого Архистратига Михаила. Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре – девятом от марта, первого месяца от сотворение мира – для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит, ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2Кор. 12– «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.

Первую – высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы.

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: Ис. 6– «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: Евр.12– «потому что Бог наш есть огнь поядающий».

Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному:

Дан. 7– «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь»Исх. 24– «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий».

Пс. 103– «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий». Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значит: пламенеющий.

После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их – «херувим» – по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как чрез херувимов другим ниспосылается премудрость и подаётся просвещение умных очес для боговидения и богопознания.

Затем – пред Сидящим на престоле высоком и превознесённом предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагитпрестолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса, Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, – как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному ДавидомПс. 9:5 – «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный».

Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы7172 земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд.

В средней иерархии также заключается три чина святых Ангелов: господства, силы и власти.

Господства – называются так потому, что они господствуют над прочими, которые следуют за сими чинами Ангелов, будучи сами свободными. Оставив же, как говорит святой Дионисий Ареопагит, рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению поставленным от Бога на земле властям, дабы те хорошо управляли порученными им областями. Затем – они учат владеть чувствами, смирять в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы, исполненные божественной крепости, исполняют немедленно волю Всевышнего и Всемогущего своего Господа, крепкого и сильного. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают ту же благодать чудотворения угодникам Божиим, достойным таковой благодати, чтобы те могли творить чудеса, – исцелять всякие болезни и предвозвещать будущее. Святые Силы помогают и людям труждающимся и обремененным в несении возложенного на них какого-нибудь послушания, – чем объясняют свое имя – «силы» – и носят немощи немощных. Они также укрепляют каждого человека в терпении, – чтобы он не изнемогал в скорби, но с крепким духом и мужественно переносил все напасти, со смирением, благодаря за всё Бога, всё устрояющего к пользе нашей.

Власти – называются так потому, что имеют власть над диаволом, чтобы укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия; борющимся же со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы.

Начала – называются так потому, что имеют начальствование над низшими ангелами, направляя оных к исполнению божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков, ибо каждое царство, племя и народ, из небесного чина, называемого началами, имеют особого для себя хранителя и управителя всей своей страны7173. Затем – служение этого ангельского чина (по объяснению святого Григория Двоеслова) состоит в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Наконец, Ангелы этого чина возводят достойных людей на различные почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего прибытка и пользы, не ради любочестия и суетной славы, но ради чести Божией, ради распространения и умножения святой Его славы и ради пользы ближних, – служа общим нуждам всех своих подчиненных.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Служение их (как говорит великий Дионисий Ареопагит) состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией, что получают они от высших чинов и возвещают низшим чинам – Ангелам, – а чрез них – людям. Святой же Григорий Двоеслов говорит, что Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания святого Евангелия и открывая таинства благочестивой веры.

Ангелы – в небесной иерархии ниже всех чинов и всех ближе к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас – верующих: людей добродетельных поддерживают от падения, падших – поднимают, и никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, ибо всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако, все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному:

«Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»? (Евр. 1:14)

Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии. Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: «иди скорее, скажи этому юноше: (т.е. пророку Захарии) «Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем». И Я буду для него, – говорит Господь, – огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него» (Зах. 2:3–5). Рассуждая об этом, святый Григорий говорит:

– Когда один Ангел говорит другому: «иди, скажи», – нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие – посылаются, высшие – посылают»7174.

Точно так же и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан.8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божественную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, т. е. Девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного Суда Господня, каковой день божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступит как бы день восьмой.

Дан. 8 – «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!»

Мф. 25 – «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей»Мф. 24 – «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их», т. е. от востока, запада, севера и юга.

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!

Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий7175. Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадение в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

– Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница7176 и сокрушилась на земле!7177

Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, – Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистратизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи.

   источник: Азбука веры 

Святая мученица Татьяна

25 января Община празднует память мученицы Татьяны Римской. Татьяна была одной из тех посвященных Богу христианских дев, что во множестве страдали за Веру Христову в первохристианские времена. Страдали за веру, страдали за девство, страдали за нежелание служить идолам, страдали за отказ вступить в брак, страдали за верность Имени Христа. Татьяна, Варвара, Екатерина, Анастасия, Синклитикия, Мартина, Приска – «как семь золотых светильников», посреди которых – Иисус Христос (ср.Апок.1,12).

В мученических актах Татьяны сохранилось совсем немного подробностей, а детали ее страдания совпадают с повествованиями о мученичестве святых Мартины (+228) и Приски Римских (+269). В этой общности девических мученических актов нет ничего необычного. Святые девы того времени приносили в дар Богу все то, что имели: свое посвящение и свое девство, свое тело, разум и душу. Юные, силой благодати и свидетельства, они входили во взрослую мученическую славу.

Татьяна пострадала за Христа в правление императора Александра Севера (222-236). Север был просвещенным правителем, но христианство было недозволенной религией. Поэтому римская государственная машина тогда также, как и прежде, преследовала последователей Христа. Татьяна была диаконисой Римской Церкви, значит, в глазах мучителей представляла Церковь. «Церковь – жена, облеченная в солнце, младенца которой зверь стремился пожрать» (Апок.12;1.4).

По свидетельству жития, Татьяна была схвачена и приведена в храм Аполлона. Префект повелел ей принести жертву идолу, но Татьяна опрокинула ложное божество. За это ее долго мучили и били. Затем ослепили и бросили на растерзание зверям. Так как мученица все еще оставалась живой, ей зачитали приговор и обезглавили мечом.

«Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Апок. 14,13). Эти слова Книги Откровения, говорящие о Небесной Судьбе достигших святости, обретают неожиданную действенность, когда святые спустя долгое время как бы получают в истории новую жизнь. В наше время, благодаря развитию богословской и исторической науки, мы гораздо больше знаем о судьбах святых в их реальной земной жизни. Но так бывает не всегда, и жития многих святых так навсегда и останутся за кулисами истории. Удивительно, но в случае Татьяны Господь распорядился так, чтобы спустя 1500 лет с момента ее мученического свидетельства, святая обрела здесь на земле особенную, неожиданную, парадоксальную и удивительную славу.

Именно в день памяти мученицы Татьяны в 1755 году Императрица Елизавета Петровна (1709-1762) подписала Указ об основании Московского Университета. Российская Империя придерживалась юлианского календаря и день основания Университета совпал с днем памяти Татьяны. Считается, что граф Иван Иванович Шувалов (1727-1797) специально выбрал эту дату, чтобы таким образом почтить небесную покровительницу своей матери Татьяны Родионовны. Тогда, разница между григорианским и юлианским календарем составляла 11 дней.

Так Татьяна стала. покровительницей студенчества. В этом кажущемся случайным совпадении имен, дат и дней, человеческой и царской воли, несомненно, действовал Тот, Кто подлинно творит Историю. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, дела их идут вслед за ними» (Апокалипсис 14,13).

иерей Августин Соколовски / Dr. Augustin Sokolovski

Память Святителя Николая

19 декабря Церковь празднует память Святителя Николая. Для Общины память Николая является благословенным поводом к размышлению о Боге, о Его присутствии и … Его отсутствии в Истории.

Господь Иисус дал в Евангелии обетование Своего Присутствия: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Очевидно, что это обетование наполнило радостью сердца Апостольской Общины. Первохристианские тексты свидетельствуют нам о том, что Апостолы жили в непрестанном и, главное, неустанном ожидании Его Возвращения. При этом, Духом Святым они пребывали в такой степени очевидного богообщения, что многим казалось, «будто воскресение было уже» (2 Тим.2,18).

История мира, время, как непрекращающаяся хронология, как череда исчезновений, катастроф, смертей и болезней свидетельствует об обратном. О том, что Господь удалился, и отсутствует до скончания века., исчез Постоянный упрек, скорбь и вопль мира, находящегося вне Церкви – об этом отсутствии. Мир жаждет искупления. По слову Тиля Линдеманна, «бытие об искуплении ревёт»!

Господь, уходя, обещал Свое присутствие. И присутствие это есть. Оно в Таинствах, в Церкви, в Общине, в Святых. Святые как Топос присутствия, святые как Эхо Христа. Одним из таких великих избранников Божьих, в которых присутствовал Господь, делом являя Свое присутствие в мире, был Святитель Николай. Для Общины чрезвычайно важно, что Николай был тем светильником, что на все времена стал Опровержением Упрека, который мир во все времена адресовал и будет адресовать всем нам.

Николай был епископом Церкви. Других титулов и наименований тогда не существовало. К примеру, когда на Киприана Карфагенского (+254) возвели обвинение, его просто спросили: «Ты ли Киприан, епископ христиан?».

Говоря ныне о епископском служении и вспоминая память Святого Николая, мы употребляем то же самое понятие «епископ» — а преемство епископства в Церкви непрерывно идет из поколения в поколение – что Церковь употребляла всегда. Но мы очень многое утратили, из того, что Церковь знала тогда.

В Послании к Коринфянам Апостол Павел запретил христианам судиться у язычников (1 Кор.6,1). Церковь очень рано стремилась истолковать это как запрет прибегать в церковных делах к светскому судопроизводству. Но церковный народ сразу же понял подлинный смысл Павловых Слов.

В Древней Церкви дотронуться до епископских риз, спрятаться в доме епископа означало избежать судебной юрисдикции. Человек, находившийся в таком непосредственном соприкосновении с Церковью в лице епископа, не мог быть наказан, судим, мучим, наказан или убит. Им просто нельзя было пренебречь.

Поэтому совершенно ясной и логичной представляется та древняя практика, согласной которой народ сам выбирал своих епископов. Народ выбирал их из людей состоятельных, известных. Из тех, кто, одновременно, был подлинным христианином: милосердным, честным, вызывавшим доверие на всю предстоящую жизнь. Николай как епископ Церкви навсегда.

Как это ни странно, христианские Императоры, начиная с Константина, вовсе не противодействовали этой церковной юрисдикции и суду. Наоборот, они его поощряли, будто бы осознавая, что всемогущему Имперскому Трону необходимо осознавать некий зазор между имперским священным и церковным евангельским святым… Некоторую потенциальную ошибочность всякой судебной власти на земле, нужду в святости, находящейся по ту сторону добра и зла. Жажду в неподсудности, выходе из рамок формального различения преступления и наказания.

Со временем епископское служение стало как бы уходить в небеса, подниматься все выше, выше и выше. А земной простой человеческий обычай обретения помощи через прикосновение обретать земное спасение уходил в небытие. Исчезновение прикосновения как вековечный процесс …

Память Святителя Николая — силой и славой Духа Святого, явившего Присутствие Господне в Истории – есть, по сути, Свидетельство Помощи. Помощи Господа Иисуса Христа. И помощи Церкви. Церкви Обреченной помогать.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Предлагаю вашему вниманию эссе, написанное для Никольского Собора в NYC и посвящённое памяти Благоверного Князя.

Святый княже Александре, моли Бога о нас !

Александр Невский

6 декабря Община чтит память святого благоверного князя Александра Невского. В этот день в 1263 году 43-летний Князь Александр был погребен во Владимире. Память Александра Невского, из воспоминания благочестивого средневекового правителя, сквозь столетия постепенно разрасталась, на закате Империи Романовых превратившись в олицетворение самобытной победоносности Российского Государства, когда заграничные церкви и соборы почти всегда освящались в честь Александра. Для Общины память благоверного князя является призывом к размышлению о политической власти в сознании Древней Церкви.

В словах Символа Веры мы читаем: «Распятого за нас при Понтии Пилате». Церковь, упоминая Пилата, не просто имеет в виду хронологию, но ставит себя лицом к лицу с Империей. По убеждению того времени, Империя могла быть только одна. Она призвана была воплощать в себе политическую власть во Вселенной. Получается, что, практически с самого начала, малая, рождавшаяся только Церковь, в лице двенадцати Апостолов, ближайших учеников Господа, и жен мироносиц, по мысли Отцов, составивших Символ, уже лицом к лицу и наравне призвана была предстоять, и даже противопоставлять себя Империи, Миру и Вселенной. Такое противопоставление Церкви и Империи было неразрывно связано с апостольским призванием всемирной проповеди Евангелия. После Константина Великого (+337) произошло казавшееся прежде невероятным: христианство распространилось по всей тогдашней Вселенной, под которой имелась в виду Римская Империя. И, Церковь, великая и славная, стала существовать в великой, казавшейся всемогущей Христианской Империи.

Спустя тысячелетие времена вновь поменялись. Прежде казавшийся непобедимым Константинополь утратил былое могущество, потерял территории, став городом-государством. Рим превратился в политическую провинцию. Христианство же – как Восточное, так и Западное — как бы переместилось на Север. И вот мы уже в Северной Руси XIII века. Пока еще лишенной могущества, раздробленной. Где великокняжеская власть, некогда бывшая единой и сильной в Киеве, при Владимире и Ярославе, ныне, в эпоху феодальной раздробленности, и монгольских нашествий, раздроблена и поделена между наследниками прежде единого трона. Но уже начинавшей преображаться в единое могущественное, единственное в своем роде Православное Княжество, а затем Царство, готовое, подобно Юстиниану, при освящении Храма Святой Софии, воскликнуть: «Я победил тебя, Соломон!». Более того, уже от себя, добавить: «Я победил тебя, Константин! Я превзошел тебя, … Юстиниан!».

Александр Невский, князь Новгородский, а затем Владимирский, для Церкви стал образом того правителя, что олицетворял власть, могущество, но призван был лишь править, спасать, мирить или усмирять то малое, что ему досталось в истории. Признание, которое Церковь воздала Александру, исторически проявилось в его весьма раннем почитании.

Характерно, что выбранное Общиной богослужебное чтение в день его памяти — чтение из Евангелия от Матфея — начинается словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные … (Мф.11,27-29). Это читаемое в день его памяти Евангелие указывает на особенный образ почитания. Ведь это чтение в память преподобных, послуживших Богу в монашеском подвиге. По традиции средневековых правителей того времени Александр перед кончиной принял монашеский постриг. Важно и характерно, что Церковь восприняла это решение и этот выбор Александра всерьез.

Если учесть, что, согласно идеалу того времени монашество являлось знаком подлинной принадлежности ко Христу и Его Церкви, получается, что Церковь признала Александра своим. Тогда Община смогла понять и осознать, что, в трагических потрясениях того времени, он – с ней, как её Заступник и Защитник. Князь Тишины. Князь Утешитель.

Церковь именует Александра благоверным князем. В этом своем определении

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Сегодня Община празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Подобно Входу Господню в Иерусалим, Праздник Введения имеет в себе две стороны: радостную и скорбную.

Радостная сторона Праздника – приближение Рождества. Одновременно, Праздник Введения – это путешествие во времени. Перемещение в истории. Погружение в особый мир Церкви Константинополя.

Тогда, когда политическая столица христианского мира, столица Восточной Римской Империи, Город Городов, сердцем своим имел Храм Святой Софии, чудо архитектуры, Храм, о котором воздвигший его Кесарь Юстиниан воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!».

Вокруг Собора Святой Софии выстраивалось православное богослужение. Оттуда оно распространялось как эталон для всей Империи, а значит Вселенной.

Константинопольские Цари видели себя преемниками Царей Иудейских. Именно тогда были написаны чинопоследования, введены в употребление богослужебные тексты в честь ветхозаветных праведников, великих и малых пророков.

Текст Праздника Введения – плоть от плоти этого византийского мировоззрения. Восприятие вещей священных было этим обусловлено. Византийцы, или, как они сами себя называли, ромеи, то есть римляне, видели себя продолжателями Великого Библейского Дела: Храма, Завета, Священной Истории.

Славная Церковь, прекраснейшее на Земле богослужение, Храм, в котором, во Святом Святых живет Сам Бог. Введение Отроковицы Марии во святилище – что может быть правильнее и праведнее, вернее!

Но если вдруг забыть о Византийской Империи, то приоткроется другая сторона той же самой истории. На земле, в Ветхом Завете – а, по сути, во всей человеческой истории – существовал только один признанный Богом Храм. Это был Храм в Иерусалиме. Единый единственный храм в Истории. Этот храм был неприкосновенен и свят. Святое святых было в нем.

Мария Богородица вводится в этот Храм. То есть, попросту, по сути, впервые приходит. Для Храма это означает окончание. Упразднение. Завершение его Истории. С тех пор на Земле больше не будет Храма. Никогда в человеческой Истории. Введение во Храм есть с Храмом прощание. Введение во Храм — это Farewell…

Наступает Новый Завет. И все то, что казалось великим и священным, будет упразднено. Храм разрушен римлянами. Более никогда не будет восстановлен. А Храмом Бога станет человек. Таким Храмом станет входящая в Храм Мария. Таким Храмом станет всякий крещеный и принимающий Евхаристию человек. «Вселюсь в них. Буду ходить в них. Буду их Богом» (Левит 26,12; 2 Кор.6,16). Так предсказал Сам Бог. Бог предсказал, что человек станет Храмом.

Всякая церковь есть место собрания. В церкви совершается Евхаристия. В церкви Храмом Бога становится … человек. Библейского храма, храма-здания, более нет. И эта реальность наступает сегодня. Та из людей, что первая стала Храмом, Его обиталищем и Святым Святых – ее Введение во Храм празднует Община Сегодня. Введение как икона «Община Здесь и Сейчас».

Господь всегда готовит нам новое (ср. Откр.21,5). Это имеющее наступить новое описано в Книге Откровения. А празднуемое Введение становится образом имеющего наступить.

Вскоре Господь вернется. С Неба сойдет новый Небесный Иерусалим. «И я увидел новое небо и новую землю. Не стало прежнего неба и прежней земли» (Апокалипсис 21,1).

И самое важное: в этом Новом Городе, Небесном Иерусалиме, сходящим с Неба для Земли, Храма … больше нет. «Храма в городе я не видел. Его Храм – Сам Господь Бог Вседержитель и Агнец. Городу не нужны для освящения ни солнце, ни луна. Он залит светом Божьей славы, его светильник – Агнец» (Апок.22-23).

Храмом нашим, храмом Общины, Храмом Церкви станет … Сам Господь Бог. Вначале Храмом было здание. И этот храм сегодня упразднен. Сегодня Храмом становится Отроковица, чтобы, в силу этого Дара, Храмом стали мы. Христос скоро вернется, чтобы Храмом сделался Сам Он и Отец наш Бог. «И Дух и Невеста говорят: Прииди!» (Апокалипсис 22,17).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

Дмитровская Родительская Суббота

7 ноября 2020 года, в субботний день, Русская Церковь совершает всеобщее поминовение
усопших. Исторически, это поминовение было приурочено ко дню памяти Великомученика
Димитрия Солунского. Оно совершается в субботу перед днем его памяти 8 ноября. В этот
день поминались все те, кто погиб в Куликовской Битве (8 (21) сентября 1380 года). Для
Общины это ставшее всеобщим поминовение является важным призывом и поводом к
размышлению о жизни и смерти, о смысле поминовения.
Евангелие немного говорит о смерти. В Евангелии есть один лишь Мертвец. «Он изъязвлен
был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и
ранами Его мы исцелились» (Исаия 53,5).
В Евангелии от Иоанна Апостолу Фоме принадлежат удивительные слова свидетельства
предстоявшей смерти Христовой: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Так Фома
обратился к ученикам и апостолам, когда Господь восходил на Страдание в Иерусалим. В
словах Фомы есть отчаяние. В них же — какой-то особый самообман. Ведь Господь восходил
в Иерусалим не для того, чтобы умереть жестокой и несправедливой смертью. Он шел
умирать за нас, умирать с нами. Умереть, чтобы мы умирали не одни. Умереть, чтобы мы не
умирали.
Библейски смерть — аксиома. Аксиома, которую никто не в силах упразднить. От начала
истории мира смерть была непреодолима. А из первых библейских книг Пятикнижия
Моисеева зияет очевидность, что для человека не предусмотрена … Вечная Жизнь.
Умершие, как об этом говорит Библия, «прилагались к своему народу» (ср. Быт. 25, 8). Все, и
грешные, и праведные, пребывали в Царстве Теней. Без надежды, ни упования. Без
будущего и без прошлого. Мир без прошлого, как преддверие ада.
«В смерти нет памятования о Тебе: во аде кто будет славить Тебя?»(Пс.6,6).
Бесконечно долго мир ждал того времени, когда сам Он, Мессия-Искупитель скажет:
«Пойдем, Я умру с ними». Умру с ними, моими людьми, чтобы жизнь заблистала им. Моим
бедным, пропащим, заблудшим, потерявшимся, несчастным, одиноким людям. Умру в
Мире, в котором никто не хочет помочь, ибо не может помочь. Всемогущий беспомощный
Умру с ними, чтобы их у Меня никто не отнял.
При вспоминании об отошедших, о тех, кого с нами нет, нашему мысленному взору
предстает их одиночество. Их ностальгия по счастью, имя которому жизнь. Их
беззащитность и скорбь.
Вера Церкви говорит нам о том, что праведные близки к Богу. Но лица ушедших, лица тех,
кто любил нас, был дорог — лица скорбных обычных людей. Мы вряд ли можем приписать
им какую-то особую праведность. Осознавая это их положение, мы не судим их, но
отождествляем себя с ними. В этом простом человеческом, очевидном отождествлении
нас самих с умершими приоткрывается, чтобы тотчас скрыться, то великое и радостное
отождествление, которым, некогда, отождествил Себя с нами Господь Иисус Христос.
Великий и Славный Господь и Мессия. Умерший с нами, чтобы нам ожить с Ним. Ставший
несчастным, чтобы мы были счастливы.
В благодатной солидарности Господа с нами раскрывается основание упования Общины.
Ведь все самое великолепное и блаженное, дорогое и бесценное обретает будущность. И в
заупокойных песнопениях мы просим Господа, чтобы они, ныне немые, могли Ему петь.
Вечная жизнь как хор и пение, вечная жизнь, как хоровод. Вечная жизнь, где танцует над
бездной, Иисус Искупитель — Мессия и Бог.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

 

 

 

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

 

23 и 24 октября — в день преставления  в память собора оптинских святых — Церковь чтит память преподобного Амвросия. Амвросий родился в 1812 году, когда Россия уже одерживала победу над Наполеоном, а отошел ко Господу в 1891 году, когда Российская Империя была сильна как никогда. В это же время Ленин (1870-1924), 4 года спустя после казни своего брата в 1887, уже становился профессиональным революционером. Сталину же тогда было 11 лет.

Эпоха великих писателей, эпоха потрясений, и время великого, неповторимого явления старчества в Оптиной Пустыни. Во время, когда Европейская Рациональность доминировала во всем мире, не исключая Россию, а христианство воспринималось всего лишь как разновидность культуры, Бог дал избранным своим людям особую силу и власть. Дар различения духов (ср. 1 Ин.4,1), дар  укрепления и совета (Ис.11,2). Словно, говоря словами Ирода, кто-то из древних пророков воскрес (Лук.9,8)!

От Льва (1768-1841) до Исаакия (1865-1938), общим числом 14 старцев, Господь являл в неизвестной для сильных мира Оптиной «Пустыни» свое суверенное Царство, и Силу, и Славу, и Власть на протяжении почти 200 лет. Удивительно, из поколения в поколение, передавалась эта пророческая сила. Словно слова Господа о том, что Церковь не будет Им оставлена до скончания века (Мф.28,20), «наконец-то» начали сбываться, две тысячи лет после евангельского обетования, примерно полторы — после эпохи Великих Святых.

На протяжении всей своей биографии Амвросий постоянно болел. Этапы его жизнеописания — а жизнь всякого человека это всегда и всего лишь даты — в чем-то совпадают с великими этапами Российской Истории. Но в судьбе самого Амвросия это лишь смена болезни болезнью. От каких-то сложных заболеваний до кровотечений, от простуд до фатальных нелепых врачебных ошибок.

В 1845 году, во время поездки в Калугу для рукоположения во иеромонахи, Амвросий простудился,, получил многочисленные осложнения и так и не смог  регулярно служить. В 1862 Амвросию вывихнули руку и он более никогда не смог служить.

Амвросий был привязан к постели, принимал людей и давал им советы лежа. Можно только предполагать, как в атмосфере той великодержавной церковности, какой это был великий соблазн! Но это немощное нелепое неуставное возлежание Амвросия стало … отображением  возлежания на Тайной Вечери … любимого ученика (Ин.13,23). Амвросий считается апогеем Оптинского Старчества. В немощном болезненном возлежании Амвросия становится очевидным, что так он вслушивался в то, что … говорил Сам Господь.

Господь Иисус — Господь Неповторимости. Есть некая особая подробность, деталь, печать или … морщина в каждом великом святом. Неповторимым в Святом Амвросии была его способность смеяться. В каждой притче, в каждом своем назидании он улыбался. Он говорил с иронией. «Грехи как грецкие орехи — лишь скорлупу расколешь…». Этой своей иронией, своим неповторимым уникальным смехом Амвросий отличается от всех других святых. И не является ли сам он ответом, ответом на вековечный вопрос, смеялся ль Христос?

 

иерей Августин Соколовски / Dr Augusti Sokolovski

 

Дорогие братья и сёстры, с Праздником!

Предлагаю Вашему вниманию

Мое эссе на Память Пророка Самуила для Сайта Никольского Собора NYC

Пророк Божий Самуил

2 сентября Церковь чтит память пророка Божия Самуила. Во второй половине I тысячелетия в Константинополе памяти почти всех известных библейских пророков, малых и великих, были введены в богослужебный календарь, а гимнографы и песнописцы того времени посвятили им гимны, каноны и песнопения. Очевидно, что для восточных римских Императоров, во главе которых образно, как Икона Царской Власти, стоял воскликнувший «Я победил тебя, Соломон» Юстиниан (483-565) —  было важно видеть себя преемниками не только Августа, но и Давида, Соломона, и … тех пророков, что во времена ветхозаветной истории, от Моисея до Малахии, сопровождали, обличали и наставляли, как тогда казалось, благословляя, Царский Трон. В наше время, из всех ветхозаветных пророков, в народном благочестии остался лишь Илия.

Тем важнее посвятить несколько слов тому, без преемства пророческой миссии которого не было бы ни Илии, ни других последующих пророков. Ведь именно Самуил (+1010) не только учредил Давидово Царство, но и создал «пророческие школы», то есть школы для будущих пророков.

История Израильского Народа — это великая библейская история древности, тысячелетия до Пришествия в мир Христа. После того, как ученик Моисея Иисус Навин ввел народ в Землю Обетованную, началась эпоха Судей. Это означало, что правителя у народа не было. Народ существовал среди оставшихся на Земле Обетованной языческих племен, а также постоянно подвергался нашествию завоевателей. И язычники, и чужеземные правители постоянно угнетали народ а, главное, вовлекали его во всевозможные мерзости идолопоклонства. Бог же воздвигал в народе Судей. То есть, таких мужей и, что особенно интересно, и жен, которые поднимали восстания, побеждали безбожников и освобождали народ от господства идолопоклонников. Время Судей продолжалось несколько столетий, с 1382 по 1063 год до Рождества Христова, то есть символически 350 лет.

Эпоха Судей подходила к своему завершению, когда Бог воздвиг Самуила в пророки. Будучи пророком, он был судией. Имел от Бога множество указаний, ибо жил в присутствии Божием. Самуил не управлял народом, но благословлял его и наставлял на правый путь.

Однажды народ потребовал от Самуила правления, или же чтобы он поставил им царя. «Дай нам царя, чтобы он судил нас» (1 Цар.8,5). И вот здесь произошло парадоксальное. Признаться, я сам никогда не понимал этот эпизод. Вплоть до самого недавнего времени этот ответ на просьбу народа о Царе казался мне странным. Эпоха Судей была во многом хаотичной. Будучи судией, сам Самуил был пророком. А вот судия Иеффай был главой разбойников, Самсон – как бы сейчас сказали – «женонеистовым богатырем», а, истребившая Сисару Иаиль – «коварной женой». Бог всегда воздвигал детей из камней (Ср.Мф.3,9)!
Ответ Божий Самуилу на просьбу о Царстве был однозначен: «Не тебя они отвергли, но отвергли меня, чтобы я не царствовал на ними» (1 Цар.8,7). «И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его … (10,11). Первоначально, Библия определяет Царство как горе.
Самуил поставил, то есть помазал в цари Саула, затем Давида, а после Давида был Соломон. Затем Царство разделилось на двое: Южное и Северное, Иуду и Израиль. Израиль пошел путем идолослужения. Иуда в итоге был уведен в Вавилонский Плен. А после, спустя столетия, Иудея была подчинена Риму, как наконец Господь восставил народу, после многих отступлений и бед, Единого, Истинного, Подлинного Царя – потомка Давида Иисуса Господа. Господа Иисуса, который упразднил всякое царство.

Для Общины важно, что первоначальное божественное повеление не иметь над собой никакого царя непреложно и актуально. Потому что Общине, как Церкви в целом, особенно в нашей Восточной Традиции, свойственно сильное стремление подчинить себя другому. В течение веков, это было либо политическое, либо юридическое, либо экономическое, либо даже романтическое подчинение, которое, как мираж, маячило перед сознанием и перед очами сердца как каждого отдельного человека, так Общины идаже всей Церкви. Но где Господь – там свобода. Ибо Господь это Свобода.
Подчинение же обрушивает подчиняющего с подчиненным. История великих Империй, Восточной Римской, с центром в Константинополе, Российской, и даже Османской, значительная часть населения которой была православной, а Церковь, пусть и в своем крайнем подчинении, была могущественной и, как казалось, финансово и юридически свободной, свидетельствует о том, что вместе с Крахом Империи всегда наступал и крах Церкви. И если бы Господь, молитвами и свидетельством новомучеников, не воздвигал Церковь вновь, она оказалась бы обреченной.
Община, и, особенно те, кто в ней, должны помнить, что мы – христиане. Христиане же – наиболее строгие монотеисты из всех тех, кто, на этой земле, исповедует Единобожие. Библейский монотеизм означает полное абсолютное не-подчинение себя никому кроме Бога.
Единый Господь Иисус Христос. Господь. Иисус Господь. Называя Иисуса Господом, Община должна понимать, что Он – единственный легитимный правитель. Царь и Министр. Господь Господ и Божий Слуга. Сам Бог и Господь наш, Правитель, Владыка, Архиерей, Епископ, Священник, Отец, Старший Брат, Небесный Жених. «И увидел я святой Город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба. Храма же я не видел в нем» (Апокалипсис 21;2,22). Бог Освобождающий. «Где Господь – там Свобода» (2 Кор.3,17).

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

Спаси Христос, благословенного всем дня!

Время благодарить

«Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человека, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым». Такими словами начинает свой труд Карфагенский Учитель Церкви Августин (354-430). Произведение, название которого последующая традиция перевела как «Исповедь» (по-латыни: Confessiones).

В этот первый день осени, как и во всякий день, когда зримыми становятся времена и сроки, Община призывается размышлению о времени и благодарении. Библейски, осень есть время благодарения. В жизни каждого из нас — и служители Церкви здесь не исключение — есть особые даты, случаи, поводы к благодарению. Но, библейски говоря, горе нам, если из нашего личного празднования и повода благодарить, такой, свой собственный, повод к благодарению бывает превращаем в общее, церковное или светское, торжество. Избирая и благотворя, Господь дает даром и дает взаймы, не ожидая возвращения данного. В ответ же Он требует личного благодарения. Личное персональное благодарение в ответ на личный неповторимый дар. Дар Веры, Дар Жизни, Дар Царства.

Благодарение – сама суть библейского бытия человека. Согласно Писанию, мир был сотворен из небытия. Из небытия в мир были приведены и мы. Мир – брат наш. Планета – наша сестра.

Из небытия все вместе были приведены и взяты. Мы не помним появления нашего на свет, из детства помним лишь немногое, а в том, что мы помним из нашего сознательного возраста, воспоминания настолько избирательны, что один день, да даже один взгляд и один жест, способен в воспоминаниях заменить собою годы. «И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу», — пишет Августин.

II

Одной из ключевых характеристик современности является неудовлетворенность. В первую очередь, это неудовлетворенность возрастом. Детство и юность стремятся быть старше. Достигнув, подобно героям одноименного романа Жан-Поля Сартра ,«Возраста Зрелости», мы стремимся выглядеть младше. «Пришедше на запад солнца», трепещем… Возраст дан для того, чтоб научиться прощаться. Возраст есть время, вступившее в нас. Конфронтация с временем свойственно человеку. Но если древние не могли примириться с собственной временностью, то современность сражается с возрастом. «Вечно Юный и вечно Старый. Ты обновляешь всё и старишь гордых» (Исповедь 1,4), — пишет Августин.

Еще большая опасность подстерегает человека в — наше не библейское время — тогда, когда он всем удовлетворен, успешен, богат. «Ты говоришь, «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апокалипсис 3,17).

Община, и те, кто в ней, должно тщательно искать причин к благодарению. Молить Бога открыть   причины благодарить.

III

Величайший из ранних Отцов Церкви раннего христианского времени, Ириней(103-202), в своем произведении «Против Ересей», написал, что «Господь наш прошел сквозь все возрасты» (2,22,5). Ириней утверждал, что Господь Иисус был распят «стариком». При этом, он ссылался на Поликарпа, который учился у Иоанна Богослова. Чтобы понять, о чем говорит этот текст, богословы сломали множество копий. Но так и не поняли. Наверное, было не время.

Представляется, что Ириней имел в виду следующее. Ириней полемизровал с гностиками. Последние считали, что знание освобождает. Это было тайное, им одним доступное знание, аналог современных цифровых технологий, которое предлагало объяснение всех тайн бытия, и, главное, освобождение от телесных, природных и возрастных ограничений. Все это было не нужно, отброшено, не релевантно. Итак, презрение к плоти и возрасту, а, в итоге, произвольно, ко всякому человеческому состоянию… Пол относителен и может меняться. Возраст – не знание, а потому с ним можно не считаться.  Приходится удивляться, насколько современен гностицизм.

Вопреки гностикам, Ириней богословствует от христологического догмата. Раньше времени, еще до соответствующих догматических споров, он теологически работает с аксиомой: «Что не воспринято, то не исцелено». Бог во Христе Иисусе спас каждого. Он обладал, ибо воспринял, телом, душой, духом, разумом, волей и действием человека. Это горизонтальная христология «человеческих параметров», которую Ириней, первым, и, пожалуй, последним, развернул вертикально. Господ принял и искупил всякий возраст. Богословию современности надлежит работать над этим. Новозаветное время есть время благодарить. Церкви же нужно учить и учиться благодарить время.

Господь искупил все то, что воспринял. Прожив каждый возраст, Он всякого сделал способным Царства. Все что Он искупил, Он воспринял. Он никому не отдаст человека. Взгляд Общины на Господа Иисуса, в контексте современного противостояния с временем, есть взгляд на Ровесника. Того, Кто понятен, Кто понял, Кто любит, Кто ждёт. Кто спустится с нами во Ад., если нужно. «Он — Брат мой». «Все что существует, вмещает Тебя. И я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня не было, если бы Ты не был во мне. Я ведь еще не в преисподней, хотя Ты и там. И даже если я сойду во ад, Ты уже там» (Исповедь 1, II), — снова пишет Августин.

Называя свое произведение Confessiones – одновременно исповедание греха и исповедание хвалы – Августин будто предвосхищал пост-модерную игру смыслами. Но главное другое. Создавая тождество между покаянным признанием и хвалебным благодарением в названии своего главного произведения, Августин указал Общине на то, что Исповедь есть время благодарить.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski